Реставрация фортепиано в Харькове

Немного о реставрации фортепиано, от мастера Ярослава Королёва.

Реставрация фортепиано, пианино, рояля в Харькове

Как реставрируются старинные рояли и пианино

Искусство реставрации – сложнейший многоплановый процесс. Для того, чтобы осуществить реставрационные работы на высоком уровне, необходимо обладать узкоспециализированными навыками.

В народе говорят: «Встречают — по одежке, провожают – по уму», так же и музыкальный инструмент оценивают по внешним данным, а выбирают по звуковым характеристикам.

Классификацию проблем начнём с внешности инструмента, который зачастую пережил революции, войны, пожары, и как следствие – видны следы шашеля, коробления при нарушении технологического процесса при изготовлении на фабриках (чаще в 60-х годах ХХ столетия); часто нарушаются и правила эксплуатации: попадание на инструмент прямых солнечных лучей, несоблюдение в помещении режима влажности и температуры.

Затем осмотр футора (составная часть корпуса фортепиано), который держит вместе с чугунной рамой нагрузку до 20 тонн. Эта часть практически в каждом немецком инструменте 60-х годов (Рёнише, Циммермане, Геере и т.др.) требует капитального ремонта.

Следующая важная часть инструмента – дека – душа инструмента, то, что составляет подлинную ценность фортепиано. К больным местам этой части относится отклеивание по периметру, расклеивание по фугам, сквозные трещины древесины деки, отклеивание рипок, штегов, потеря упругости купола деки и как следствие – превращение фортепиано в красивый немой предмет интерьера с кучей «нужных» штучек, вазочек, выставленных на нём, или чулан для складирования (даже картофеля).

Далее чугунная рама (не бронзовая, не золотая, а именно чугунная рама!). Большой проблемой являются скрытые трещины на шпрейцах, панцире рамы, следствие которых – отдельно расстроенные ноты (регистр). Если они видны (часто у рояля Бехштайн), то можно принимать решение о целесообразности и крупномасштабности реставрационных работ.

От опорно-«недвигательной» системы переходим к тому, что находится внутри инструмента. Профессионально добравшись до механизма, сняв клавиатуру, мы видим многовековую, или иногда за год, «работу» проголодавшейся моли, либо добротно устроенные жилища мышей. Следствие – труха из польстера, флеек, друкшайб, затерявшиеся детские безделушки, марки, денежки разных времен, реже клады и «заначки».

К частым проблемам механизма относятся: износ фильца молоточков, разбитость, коробление капсюлей узлов механизма, износ гарнировки механизма (сукна, войлока, лайки), ржавчина штифторв, пружин, струн, призвуки.

Далее мы видим струнную одежду, которая со временем ржавеет, появляется элипсообразность, басовый ряд навитых струн теряет упругость навивки, следствие – глухое, тусклое звучание. Вот основные направления, по которым исследуешь проблемы при осмотре инструмента. Качание клавиши вправо-влево (разбитость капсюля) также свидетельствует об усердии пианиста или аппетите моли.

Проблемы расстройки фортепиано, «странного» звучания или незвучания, связаны и с качеством вирбельбанка (то, что держит с рамой и футуром нагрузку, строй инструмента), т.к. стабильность настройки зависит от сцепки вирбелей (колков, на которых надеты струны) с древесиной вирбельбанка.

Работа реставратора сложна, уникальна, табуирована (ибо есть о-о-очень много профессиональных тайн и секретов) и требует тщательного и серьёзного отношения ко всему: от кожаного язычка бентика до общего дизайна, покрытия фортепиано, воссоздания, замены, адаптации механизма, реанимации деки, опорной конструкции, чугунной рамы, вирбельбанка, цвиковке и настройке и т.д. Все важно, т.к. это одна цепь процесса – реставрации фортепиано.

Более глубоко рассматривать, раскрывать таинства реставрации фортепиано я буду в других статьях.

Ярослав Королев ©


Bechstein. Возрождение шедевра

Bechstein. Найденный в обломках мебели раритет и возрожденный шедевр


Bechstein. Таинство воссоздания звучания деки

Bechstein. Таинство воссоздания звучания деки и историческая художественная ценность во всей своей красе


Реставрация старых элементов декора

Реставрируем старые элементы декора и получается чудесное изделие


Старый хлам становится уникальным инструментом

Казалось бы — старый хлам становится уникальным инструментом


Новое рождение великолепного рояля в Hi-tech версии

Реставрация старого рояля Gebr. Niendorf

Gebr. Niendorf. Новое рождение великолепного рояля в Hi-tech версии


Арка времен. Ярослав Королев, начало XXI века

Арка времен. Генрих Энгельгард Штайнвег, середина XIX века и Ярослав Королев, начало XXI века


Отреставрированный рояль Bechstein в Германии

А столько стоит отреставрированный рояль Bechstein в Германии


Вам нужно отреставрировать пианино, восстановить старый рояль, починить фортепиано?
Вы зашли по адресу! Звоните нам по телефону:

+38 (067) 939-72-49